Карпатская сказка о дружбе и мире во всём мире. The Legend of Ochi. Отзыв к фильму "Очи"
Фильмы

Карпатская сказка о дружбе и мире во всём мире. The Legend of Ochi. Отзыв к фильму "Очи"

  • дек 13, 2025
  • Время на чтение - 3 минуты
  •  4  Просмотра

Студия A24, известная своим безупречным вкусом к авторскому и зачастую мрачному кинематографу, решила освоить новую для себя территорию — семейное кино. Казалось бы, вот он, шанс создать свою версию уютной сказки в духе Amblin Стивена Спилберга. Однако фильм Исайи Сэкстона «Очи» — это не история у камина. Это скорее искренняя, но неуклюжая попытка скрестить «Инопланетянина» с «Гремлинами» на фоне карпатской готики, в результате которой зритель мультиплекса может почувствовать себя на просмотре в каннском Дворце фестивалей.

Славянская сказка с привкусом сюрреализма

Сюжет, на первый взгляд, классичен. В центре истории — девочка Юрайя (пронзительная Хелена Ценгель), живущая в замкнутом сообществе на загадочном острове в Черном море. Мир ее детства — это не игры и смех, а вольная борьба, стрельба по мишеням и вечная война с «очи», пушистыми и ушастыми существами, которых взрослые изображают кровожадными монстрами. Столкнувшись с раненым детенышем очи, Юрайя нарушает главный закон своего общества и вступает в тайную дружбу с вчерашним врагом.

Именно здесь сказка делает резкий поворот в сторону темного авторского высказывания. Режиссер Исайя Сэксон, более известный как клипмейкер, не столько рассказывает историю о девочке и зверьке, сколько создает сложную метафору о травме, пропаганде и побеге в альтернативную реальность.

кадр из фильма "Очи", IMDb 5.8, КП 6.3, в кадре: Уиллем Дефо - Maxim, Финн Вулфхард - Petro
кадр из фильма "Очи", IMDb 5.8, КП 6.3, в кадре: Уиллем Дефо - Maxim, Финн Вулфхард - Petro

Уэс Андерсон в Карпатах: Эстетика как главный герой

Над всем фильмом незримо парит дух Уэса Андерсона. Кадры выстроены с дотошной симметрией, а сеттинг представляет собой причудливый китч-коллаж. Зрителя встречают усатые мужчины в подштанниках и мундирах, напоминающие то ли жителей советских панелек, то ли выпускников Дурмстранга. Географию происходящего определить почти невозможно: кириллические вывески соседствуют с румынскими именами, а хиты советско-украинского попа 70-х звучат в аранжировках 80-х.

Эта нарочитая мешанина — не недостаток, а сознательный художественный ход. Сэксон создает универсальный портрет изолированного, травмированного общества, «восточноевропейского» в самом стереотипном его представлении. Это мир, где любовь заменена ритуалами агрессии, а главный идеолог — отец Юрайи в исполнении Уиллема Дефо. Его герой, балансирующий между образом советского бати и римского центуриона, слушает радикальные псалмы и учит новое поколение только одной эмоции — ненависти.

Крах мифологии и сладкий притор финала

Главная проблема «Очи» лежит не в замысле, а в его исполнении. Многообещающий лор, состоящий из местных легенд и строгих правил, рушится при первом же столкновении с логикой повествования. Фильм не дает ответов на ключевые вопросы: почему мифы не работают так, как должны? Каковы настоящие правила сосуществования людей и очи?

Вторая половина картины проседает, демонстрируя нехватку режиссерского мастерства для столь амбициозного высказывания. А финал, в котором путь к миру лежит через буквальное понимание и всепрощение, кажется чересчур приторным и упрощенным. Сэксон-добряк побеждает Сэксона-художника, предлагая вместо горького, но честного прогноза — наивное пожелание на будущее в духе экологической идиллии.

кадр из фильма "Очи", в кадре: Хелена Ценгель - Yuri, Пол Маналатос - The Ochi, озвучка
кадр из фильма "Очи", в кадре: Хелена Ценгель - Yuri, Пол Маналатос - The Ochi, озвучка

Вердикт: Кому стоит смотреть?

«Очи» — это визуально ошеломляющий, но нарративно несостоявшийся эксперимент. Это фильм-гибрид, в котором трогательная история о ребенке и его воображаемом друге не смогла до конца примириться с мрачной притчей о тоталитаризме и травме.

Его стоит посмотреть ценителям уникальной эстетики и тем, кого не пугает диссонанс между формой и содержанием. Но тем, кто ищет в семейном кино ясности, тепла и мастерства Спилберга, здесь вряд ли найдется место. «Очи» так и остаются на полпути — между мультиплексом и Каннами, между сказкой и кошмаром, так и не определившись, к кому же они обращаются на самом деле.

Моя оценка 8/10. Приятного сеанса и до новых встреч в мире большого кино!

Блог о кино

моя нездоровая любовь к кино.