Трясётся камера - трясётся смысл. The Ritual. Отзыв к фильму "Ритуал"
Фильмы

Трясётся камера - трясётся смысл. The Ritual. Отзыв к фильму "Ритуал"

  • ноя 18, 2025
  • Время на чтение - 4 минуты
  •  1  Просмотр

В мире кинематографа, где жанр хоррора всё чаще скатывается к дешёвым скримерам и предсказуемым сюжетам, появление картины, претендующей на глубину, — уже событие. Однако путь между амбицией и её воплощением тернист. Новый фильм об экзорцизме — именно такой случай: это блестящий, но так и не раскрытый черновик, который оставляет зрителя с противоречивой гаммой чувств. Он заслуживает уважения за попытку, но не может претендовать на овации.

Визуальный язык: когда реализм становится помехой

С первых же кадров режиссёр пытается ввести нас в состояние тревоги с помощью дрожащей, почти репортажной камеры. Приём «трясущегося» операторского стиля, призванный усилить реализм, здесь работает против картины. «Трясётся камера — трясётся и смысл», — хочется сказать создателям. Визуальная поэзия, способная говорить с аудиторией на языке метафор и символов, полностью отсутствует. Нет ни одного по-настоящему красивого, выверенного кадра, который хотелось бы сохранить в памяти.

Вместо этого зрителя душат в тисках «раздражающего реализма», который не даёт передышки и, вопреки замыслу, не приближает, а отдаляет от происходящего на экране. Авторы забыли, что даже самый суровый реализм требует дозировки и художественного осмысления.

кадр из фильма "Ритуал", IMDb 4.5, КП 6.2, в кадре: Дэн Стивенс - Father Joseph Steiger, Эшли Грин - Sister Rose
кадр из фильма "Ритуал", IMDb 4.5, КП 6.2, в кадре: Дэн Стивенс - Father Joseph Steiger, Эшли Грин - Sister Rose

Недосказанные истории: эскизы вместо портретов

Главная драма фильма кроется не в борьбе с демоном, а в его персонажах — арки которых читаются, но так и остаются незавершёнными, словно наброски к будущему шедевру.

·        Аль Пачино как Столп Веры: Его персонаж — мудрый наставник со скрытой болью, грешник, нашедший силу в вере. Он оживляет каждую сцену и по-настоящему спасает фильм от провала. Но кто он? Откуда пришёл? В чём источник его боли? Сценарий оставляет это за кадром, лишая историю психологической глубины.

·        Ден Стивенс как Отражение Сомнений: Актёр великолепно передаёт надломленность и внутренний разлад человека на грани. Его путь от сомнений к вере — центральная тема, но ключевые моменты внутренней борьбы выпадают, делая трансформацию резкой и недостаточно мотивированной.

·        Второстепенные герои как «сюжетные крючки»: Остальные персонажи, включая жертву одержимости, существуют лишь как функциональные элементы для манипуляций демона. Мы не знаем, кем была девушка до проникновения тьмы, лишь слышим, что она «особенная». Но в чём её особенность? Ответа нет.

Создатели явно боятся перегрузить зрителя, из-за чего мощные темы — вины, искупления, природы греха — становятся шаблонными, лишёнными деталей и остроты.

Демон без лица: абстрактное зло как упущенная возможность

Антагонист фильма — демон в капюшоне — воспринимается скорее как «скрипящая дверь»: он ругается, топает ногами и стоит на пороге. Да, он знает тёмные тайны героев, но это знание подано как киношное клише, не способное вызвать подлинный, экзистенциальный ужас. Зло здесь — абстрактная тень, деструктивная сила, лишённая харизмы и индивидуальности.

кадр из фильма "Ритуал", в кадре: Аль Пачино - Father Theophilus Riesinger, Эбигейл Коуэн - Emma Schmidt
кадр из фильма "Ритуал", в кадре: Аль Пачино - Father Theophilus Riesinger, Эбигейл Коуэн - Emma Schmidt

Прорыв сквозь шаблоны: где фильм находит свою силу

Несмотря на все недостатки, именно в нескольких моментах картина демонстрирует тот самый недостигнутый потенциал.

Главный козырь — молчание Аль Пачино. В одной из ключевых сцен демон является к его герою и обращается на латыни, пытаясь втянуть в диалог. Ответом ему становится оглушительная тишина. Пачино не смотрит на сущность, а смотрит сквозь неё, отказываясь играть по её правилам. Этот невербальный поединок — блестящая метафора того, что тьма бессильна перед безразличием и внутренней стойкостью. Это по-настоящему новаторский ход для жанра.

Именно здесь раскрывается главное послание фильма: «Вера — это не ритуал, а решение не сдаваться. Дьявол боится не молитвы, а равнодушия». Авторы пытаются говорить с нами о духовной стойкости, используя психологизм драмы, чтобы показать контраст между самобичеванием и принятием правды: «Грех не в том, что ты упал, а в том, что не встал».

Вердикт: мост между фастфудом и искусством

Этот фильм — умный, содержательный, но сырой психологический триллер. Ему категорически не хватает философской силы и режиссёрской смелости, чтобы раскрыть все свои темы. Однако в эпоху конвейерного «кинофастфуда» его честная попытка сказать о чём-то важном — уже подвиг.

Это не банальный хоррор об изгнании демона, а неуверенная, но искренняя попытка исследовать тьму внутри нас. И хотя финальный результат напоминает скорее мост, ведущий в никуда, чем законченный маршрут, сам факт его существования дарит надежду на то, что у авторов хватит смелости в следующий раз сделать полный шаг.

Моя оценка 6/10. Приятного сеанса и до новых встреч при новом обряде экзорцизма!

Блог о кино

моя нездоровая любовь к кино.