Пост-и-мета-модерновое кино-полотно. Asteroid City. Отзыв к фильму "Город астероидов"
Фильмы

Пост-и-мета-модерновое кино-полотно. Asteroid City. Отзыв к фильму "Город астероидов"

  • окт 17, 2025
  • Время на чтение - 7 минут
  •  5  Просмотров

Если кинематограф Уэса Андерсона уже давно стал самодостаточным жанром, то его фильм «Город Астероидов» (Asteroid City) — это его манифест, его кредо, заключенное в идеально симметричный кадр выжженной солнцем пустыни. Это не просто история о странных персонажах в причудливом месте. Это глубока, многослойная медитация на темы горя, изоляции, творческого процесса и того, как человек ищет смысл и связь в необъятной, безразличной вселенной. И да, всё это подано с фирменной андерсоновской иронией, пастельной палитрой и безупречным визуальным стилем.

Структура: Пьеса в пьесе, или Вселенная в миниатюре

Гениальность «Города Астероидов» заключается в его сложной, многоуровневой структуре, которая сама по себе является метафорой.

1.     Уровень первый: Чёрно-белый документальный фильм. Нам рассказывают о постановке знаменитой пьесы «Город Астероидов» легендарного драматурга Конрада Эрпа (Эдвард Нортон). Это стилизация под интеллектуальную телепередачу 50-х годов.

2.     Уровень второй: Сама пьеса «Город Астероидов». Именно её мы и видим в цвете. Это история, разворачивающаяся в вымышленном пустынном городке на американском Западе в 1955 году.

3.     Уровень третий: Закулисье и жизнь актёров. Время от времени мы выходим за пределы цветной истории и возвращаемся к чёрно-белым сценам, где актёры, играющие в пьесе, обсуждают свои роли, мотивацию и смысл происходящего.

Эта режиссерская находка позволяет Андерсону говорить не только о своих персонажах, но и о самом акте творчества, о том, как искусство рождается из личной боли и как актёры вкладывают в роли частичку себя.

кадр из фильма "Город астероидов", IMDb 6.4, КП 6.5, в кадре: Джейсон Шварцман - Augie Steenbeck, Том Хэнкс - Stanley Zak, Джейк Райан - Woodrow
кадр из фильма "Город астероидов", IMDb 6.4, КП 6.5, в кадре: Джейсон Шварцман - Augie Steenbeck, Том Хэнкс - Stanley Zak, Джейк Райан - Woodrow

Сюжет: Юные таланты, инопланетяне и карантин

В крошечный пустынный городок Астероид-Сити, населенный чудаками и named в честь упавшего метеорита, съезжаются участники ежегодного конкурса юных изобретателей. Среди них — одаренные дети и их не менее странные родители:

·        Огден Стэнд (Джейсон Шварцман) — военный фотограф, недавно потерявший жену и не могущий найти в себе силы рассказать об этом трем своим дочерям.

·        Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон) — кинозвезда, разочарованная в жизни и ищущая уединения.

Их знакомство, начавшееся с диалогов через окно двух соседних мотелей, — одна из самых трогательных линий фильма. Их объединяет одиночество и неспособность справиться с собственной болью.

Идиллию (пусть и странную) нарушает неожиданное событие — визит инопланетянина. Власти вводят карантин, и все участники слёта оказываются запертыми в городе, вынужденные лицом к лицу столкнуться друг с другом и со своими внутренними демонами.

Визуальный стиль: Пустыня как сцена

Андерсон доводит свой знаменитый стиль до абсолюта. Цветовая палитра построена на оттенках охры, песочного, небесно-голубого и ржаво-красного. Городок выглядит как театральная декорация или макет, что идеально соответствует замыслу «пьесы в пьесе». Каждый кадр — это геометрически выверенная, симметричная композиция, которую хочется разглядывать бесконечно.

Пустыня здесь — не просто место действия, а ключевой персонаж. Она символизирует изоляцию, пустоту, но одновременно — бескрайний простор для воображения и надежды. Ночное небо, усыпанное звездами, становится тем самым мостом, который соединяет одиноких людей с чем-то большим.

кадр из фильма "Город астероидов", в кадре: Стив Карелл - Motel Manager, Aristou Meehan - Clifford, Лив Шрайбер - J. J. Kellogg
кадр из фильма "Город астероидов", в кадре: Стив Карелл - Motel Manager, Aristou Meehan - Clifford, Лив Шрайбер - J. J. Kellogg

Актёрский ансамбль: Кто есть кто в этой вселенной

Как всегда, Андерсон собрал свою труппу постоянных актёров и добавил новых звёзд. Роли второго плана настолько виртуозны, что каждая минута их экранного времени драгоценна:

·        Том Хэнкс в роли деспотичного, но любящего дедушки.

·        Джеффри Райт в образе генерала, зачитывающего приказы с неподражаемой серьезностью.

·        Тильда Суинтон — учёный-астроном.

·        Брайан Крэнстон — ведущий чёрно-белого документального фильма.

Но сердце фильма — это дуэт Шварцмана и Йоханссон. Их химия, построенная на недосказанности и взаимном узнавании двух раненых душ, придает всей этой стилизованной вселенности настоящую, человеческую теплоту.

Философия: Как играть, если не понимаешь свою роль?

Сквозной репликой всего фильма становится вопрос, который актёр Джонс Холл (его тоже играет Шварцман) задаёт режиссёру пьесы: «Я всё ещё не понял свою роль. Я что, делаю всё правильно?» На это режиссёр отвечает: «Неважно. Просто продолжай играть».

В этом и заключается главный посыл Андерсона. Мы все оказались вброшены в эту жизнь («пьесу») без понимания правил и смысла. Иногда с нами случаются необъяснимые, почти инопланетные события. Мы переживаем потерю и изоляцию. Но единственный способ существовать — это продолжать играть свою роль, искать связи с другими «актёрами» и находить красоту в самом процессе.

кадр из фильма "Город астероидов", в кадре: Уиллем Дефо - Saltzburg Keitel, Эдвард Нортон - Conrad Earp, Эдриан Броуди - Schubert Green
кадр из фильма "Город астероидов", в кадре: Уиллем Дефо - Saltzburg Keitel, Эдвард Нортон - Conrad Earp, Эдриан Броуди - Schubert Green

Вердикт: Для кого этот город?

«Город Астероидов» — это самый рефлексивный и философский фильм Андерсона. Это высшая точка его стиля, где форма и содержание сливаются в идеальное целое.

Сильные стороны:

·        Безупречный, завораживающий визуальный ряд.

·        Глубокая, многослойная структура, которая приглашает к интерпретациям.

·        Блестящий актёрский ансамбль, работающий как часы.

·        Трогательная и экзистенциальная история под комедийной оболочкой.

Слабые стороны:

·        Фильм может показаться слишком самоповторяющимся для тех, кто не любит стиль Андерсона.

·        Нарочитая театральность и отстранённость могут создать барьер для эмоционального вовлечения.

·        Сложная структура может запутать неподготовленного зрителя.

Оценка: 9/10

«Город Астероидов» — это интеллектуальное кино высочайшего класса. Это картина для тех, кто готов не просто смотреть, а вглядываться, разгадывать и чувствовать. Это меланхоличный, но полный надежды спектакль о том, что даже в самой безжизненной пустыне под самым одиноким небом можно найти любовь, чудо и смысл. Просто нужно продолжать играть.

Приятного сеанса и до новых встреч в мире большого кино!

По традиции продолжаю подкидывать вам интересное кино в формате подборок

Нетнестандартное видение о пришельцах из космоса от Джордана Пила. Расскажет фильм о брате и сестре, которые держат ферму с лошадьми. Бизнес практически не приносит дохода и Оджей уже подумывает продать ферму. Но неожиданно одним прекрасным тёплым вечером он замечает что-то странное в облаках. На его глазах пропадает лошадь, а среди облаков возникает жуткое и огромное нечто. Оно охотится и в его рацион входят не только животные.

Большой золотой слитокистория про начинающего писателя Сэмюэля Листона, неудачника по жизни. Он даже покончить жизнь самоубийством нормально не может. Так оказавшись в больнице, он знакомится со сбившим его Флойдом Деверо. Мужчина сам по себе очень странный, но узнав, что Сэмюэль писатель – просит написать его свою биографию. До окончательной поправки Сэмюэль будет жить в доме Деверо, чтобы лучше его узнать. Слово за слово, и вот герой уже обладает сверхъестественной силой.

Оно приходит за тобойфильм, где героиня оказывается в ловушке из-за проклятия. Откуда «оно» появилось и как, никто не знает. Известно только, что передаётся проклятие половым путём. Чтобы обречь на вечные муки кого-то другого, необходимо с ним переспать. Джей не поверила в слова парня, свидание с которым закончилось сексом. Однако «оно» регулярно меняло внешность и начало охоту за Джей. «Оно» подбиралось всё ближе с каждым днём, и чтобы спасти свою жизнь, она должна выбрать для себя партнёра, а для «оно» новую жертву.

Три тысячи лет желанийизумительная фантазийная сказка о простой, но очень начитанной женщине по имени Алитея. Она лингвистка, часто путешествует по разным странам с лекциями. И в этот раз она прибыла в Стамбул. Гуляя по старинному рынку, в её руки попадает необычная маленькая бутылочка. Правда, та оказалась очень грязной, и в отеле Алитея решает её почистить. Но неожиданно для неё из бутылки высвобождается Джинн, приготовившийся исполнить три любых желания освободившей его новой хозяйки. Но что может загадать женщина, у которой всё есть и которой ничего не надо?

И напоследок, сериал от Армандо Ианнуччи с долей иронии и абсурда

Авеню 5сериал, рассказывающий о том, что нет ничего, чего бы нельзя было позволить себе за хорошую сумму денег. Богачи отправились в космический круиз со всеми удобствами. Три месяца полёта вокруг Солнца и обратно. Мечта! Правда из-за непредвиденного сбоя гравитации, корабль уносит немного в другую степь, главный инженер корабля погиб, а капитан не знает, как быть. В итоге, полёт туристического космического лайнера продлевается аж на три года. Космические туристы подняли тревогу, а капитан «Авеню 5» бессилен. Ложку дёгтя в этот медовый коктейль добавляет организатор сего полёта Херман Джадд, у которого возникает одна бестолковая идея за другой. Чем, в конце концов, закончится эта история, узнаете сами!

Все названия кликабельны, так что выбираем себе киношку на вечер и угораем над тупостью, либо сопереживаем героям, либо удивляемся тому, что иногда пришельцы выглядят не так, как обычно мы их себе представляем.

Отличного вам киновечера!

Блог о кино

моя нездоровая любовь к кино.