Почему самый жуткий ужас скрывается в странном, а не в страшном. Cuckoo. Отзыв к фильму "Кукушка"
Фильмы

Почему самый жуткий ужас скрывается в странном, а не в страшном. Cuckoo. Отзыв к фильму "Кукушка"

  • дек 3, 2025
  • Время на чтение - 6 минут
  •  1  Просмотр

Мы привыкли, что фильмы ужасов должны пугать. Внезапные скримеры, лужи крови, зловещие тени — весь этот арсенал давно стал стандартом жанра. Но настоящий, глубокий ужас рождается не из испуга, а из ощущения тотальной неправильности мира. Он возвращает нас в беззащитное детство, когда гигантские, непонятные взрослые могли быть источником самой настоящей паники. Именно этот, архетипический страх и исследует фильм «Кукушка», предлагая зрителю не прыжок от скримера, а медленное, неотвратимое погружение в пучину абсурда.

Синдром чужого гнезда: Семья как источник тревоги

С первых же кадров «Кукушки» мы оказываемся в шкуре главной героини, Гретчен (блестяще исполненная Хантер Шафер). Она — классическая кукушка в чужом гнезде: подросток, вынужденный отправиться на уединенный горный курорт с отцом, мачехой и младшей сестрой. Ее чувства знакомы многим: одиночество, отчужденность, болезненное ощущение, что твои настоящие родители где-то далеко, а эти — лишь жалкая пародия на них.

Эта семейная динамика мастерски нагнетает базовое беспокойство. Счастливые, самодостаточные родители, поглощенные работой, становятся первым и главным источником странности. Они не монстры, они просто… чужие. Их отстраненность и нежелание видеть проблему страшнее любого призрака, потому что это — ужас из реальной жизни, умноженный на гнетущую атмосферу изоляции.

кадр из фильма "Кукушка", IMDb 5.7, КП 5.5, в кадре: Хантер Шафер - Gretchen
кадр из фильма "Кукушка", IMDb 5.7, КП 5.5, в кадре: Хантер Шафер - Gretchen

Альпийский «Оверлук»: Глушь как метафорический лимб

Курорт, куда приезжает семья, — это отсылка к лучшим образцам жанра. Здесь угадываются мотивы «Сияния» Кубрика и «Солнцестояния» Астер. Однако «Кукушка» находит свой уникальный путь. Немецкая глушь становится для героини идеальной ловушкой, своего рода лимбом, из которого нет выхода, очень похожим на концепцию «Вивария».

Правила этого места абсурдны и необъяснимы: нельзя выходить после 22:00, а гости отеля ведут себя откровенно неадекватно — их тошнит в клумбы, они носят ночью черные очки, а небритый детектив приглашает на допрос в свой номер. Режиссер Тильман Зинглер не пытается оглушить нас шок-контентом. Вместо этого он методично, кирпичик за кирпичиком, строит стену отчуждения и паранойи, заставляя зрителя чувствовать то же, что и Гретчен: полную потерю ориентации и контроля.

Анатомия страха: Почему «странное» пугает сильнее «страшного

Однажды ребенок сказал гениальную фразу: «Я не боюсь страшного. Я боюсь странного». «Кукушка» — это квинтэссенция этого принципа. Самый пугающий скример здесь показан еще в трейлере, и на этом фильм не останавливается. Его главное оружие — сюрреалистичный, вывернутый наизнанку мир.

Вершиной этого абсурда становится местная поликлиника. На первый взгляд, ничего сверхъестественного: врачи, говорящие по-немецки. Но интерьер, холодная жестокость во взглядах медперсонала и общая эстетика невольно вызывают в памяти самые мрачные ассоциации — от нацистских экспериментов до «Человеческой многоножки». Это странное, не поддающееся логике смешение реальности и кошмара создает гораздо более устойчивое и глубокое чувство тревоги, чем могла бы вызвать банальная нечисть.

кадр из фильма "Кукушка", в кадре: Хантер Шафер - Gretchen, Калин Морроу - Hooded Woman
кадр из фильма "Кукушка", в кадре: Хантер Шафер - Gretchen, Калин Морроу - Hooded Woman

Звуковой кошмар: Гул, визг и тишина как инструменты давления

Отдельной похвалы заслуживает звуковое сопровождение фильма. Авторы отказались от шаблонных скрипок и закадрового рычания. Саундтрек «Кукушки» — это почти физиологическое воздействие.

Едва уловимый низкочастотный гул, который давит на подсознание; пронзительные ультразвуки, отсылающие к «Крикунам»; музыка в наушниках Гретчен, которая становится ее единственным убежищем, — все это работает на создание внутреннего напряжения. Звук здесь не сопровождает действие, а является его полноправным участником, медленно расшатывая нервную систему и героини, и зрителя.

Заключение: Кто же здесь настоящая «кукушка»?

В финале метафора раскрывается в полной мере. Кукушка — это не только Гретчен, подкинутая в чужое, недоброе семейное гнездо. Это и ее мать, чей образ трансформируется в нечто чудовищное, воплощая самый главный детский кошмар: предательство того, кто должен был быть опорой.

«Кукушки, как и совы, не всегда то, чем кажутся». Эта фраза становится ключевой для всего фильма. Он напоминает нам, что самые жуткие истории, которые мы шепотом рассказывали в пионерлагерях, всегда заканчивались одним — чудовищем оказывался кто-то из родителей. «Кукушка» — это виртуозное погружение в эту травму, мастерское напоминание о том, что настоящий ужас не приходит извне. Он тихо зреет в стенах родного дома, под маской нормальности, и его оружие — не когти и клыки, а безразличие, абсурд и леденящая душу странность.

Моя оценка 10/10. Приятного и абсурдного сеанса и до новых встреч в мире большого кино!

Дорогие киноманы! Представляю ещё одну подборку для вашего внимания.

Приключения Фликачудесный мультфильм расскажет вам о большом клане муравьёв. Каждый день они трудятся на благо не своего народа, собирая урожай. Наглая саранча однажды прилетела на их территорию и стала угрожать, мол, отвалите нам еды и будете в безопасности. Так и повелось, каждую осень муравьи старались собрать всё, что успели вырастить за лето. Среди всей этой огромной толпы жил и Флик, муравей и горе-изобретатель, никто не воспринимал муравья всерьёз, а один крошечный инцидент подверг опасности всю семью. Флика изгоняют, а он отправляется на поиски больших и сильных воинов, чтобы противостоять наглой саранче. Что из этого получится, узнаете сами.

Пункт назначения: Смайл или просто Полароидрасскажет сюжет фильма о девушке по имени Бёрд. Она учится в школе, подрабатывает в антикварной лавке. Однажды её друг приносит старенькую камеру, выпуск которых закончился давным-давно. Воодушевлённая Бёрд делает фотографию, и уходит домой. Позже тем же вечером, она идёт на вечеринку с друзьями, и снова делает снимок. Только на этот раз она видит странную тень, а чуть позже ей сообщают, что её друг погиб.

Вспыльчивый священниквесьма забавная дорама с драками, стрелялками и священником, который предпочитает Божиим кулаком наказывать преступников. Отец Ким, в прошлом военный, ушёл в религию, чтобы изменить свою жизнь. Но прошлое и здесь его настигло. Городок, где жил и трудился наш отец Ким, полон коррумпированных чиновников и банд. То и дело обижают всех, да деньги вымогают. Но однажды он не сдержался, и наподдал хулиганам своим нравом и мощью. Не понравилось это бандитам, ой как не понравилось, потому они лишили жизни отца Ли, наставника нашего героя. Рассвирепел наш отец Ким, и пошёл мочить всех, кто не уважает Бога и церковь. Стали ли его бояться, узнаете сами.

Человек-невидимкановая экранизация романа Герберта Уэллса расскажет о Сесилии Касс, сбежавшей от своего собственника мужа. Она прячется в доме друзей и несколько дней не выходит на улицу, боясь преследования. Но вскоре она узнаёт, что её супруг скончался и завещал ей всё своё имущество. Женщина в ауте, но в трауре не ходит. Наоборот, ей кажется, что он может начать жить и свободно дышать. Однако ощущение, что за ней следят, её не покидает. Неужели это всё ложь? Неужели Эдриан жив и нарочно её мучает за то, что она сбежала от него? Она начинает собственное расследование и то, что она узнает, повергнет её в шок.

И напоследок, мрачная фантазия от режиссёра Брэннона Брага

Книги кровиэкранизация рассказов Клайва Баркера поведает зрителю три истории, которые странным образом переплетаются ближе к финалу этой жуткой и мрачной повести. Всё сведётся к тому, что два грабителя будут искать таинственную книгу, чтобы продать её на чёрном рынке. Приехав в городок, где должна быть находка, и где не осталось ни одного жителя, они видят странные явления, а затем один из грабителей исчезает. Другой же направляется к дому, который овеян дурной репутацией, и знакомится с женщиной, владелицей «Книг крови». Только грабитель ожидал увидеть летопись в старой и потёртой обложке, а на деле…Узнаете сами.

Блог о кино

моя нездоровая любовь к кино.